Бюджет преображения России: реновация ЖКХ
27 ноября 2024
Продолжаем публиковать выдержки из Альтернативного федерального бюджета – Бюджета преображения России, в котором партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предложены пути решения имеющихся в стране проблем. Сегодня речь пойдет о многострадальной сфере жилищно-коммунального хозяйства. Именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.
ЖКХ во многом определяет повседневную жизнь людей, создает среду их повседневного существования. Для обеспечения социально-политической стабильности необходимо превратить ЖКХ из источника постоянных тревог, опасений, непредсказуемых проблем и иррациональных страхов в понятную и обслуживающую нужды людей систему.
Прежде всего, следует (как это было сделано правительством Е.М.Примакова после дефолта 1998 года) заморозить на три года тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ЖКХ, городского транспорта. Провести тщательный анализ их издержек, за счет сокращения воровства, применения передовых технологий, реструктуризации отрасли и повышения качества управления в течение года снизить тарифы на услуги ЖКХ и электроэнергию не менее чем на 20%, а цену газа на внутреннем рынке – не менее чем на 10% (вместо намеченного на ближайшие годы их головокружительного повышения).
Необходимо отменить взимание с населения платы за капитальный ремонт в "общий котел" как антиконституционное деяние. Провести тщательный аудит и привести плату за капитальный ремонт в соответствие реальным потребностям жилищного хозяйства. Не взимать плату за капитальный ремонт с граждан, приватизировавших квартиры в неотремонтированном жилом фонде, вплоть до приведения его в порядок за счет государства.
Компенсировать из местного бюджета (при нехватке средств в нем – из регионального, при нехватке средств в нем – из федерального) расходы граждан на рассчитанные по социальным нормам услуги ЖКХ (включая налог на жилье и оплату найма, в том числе социального жилья), превышающие 15% семейного дохода.
Государство должно взять на себя, проанализировать и реструктурировать долги бюджетов всех уровней (включая местные) перед ЖКХ, так как плохое финансовое положение ЖКХ вызвано, помимо монопольной неэффективности и завышения тарифов, прежде всего неплатежами бюджетов и бюджетных предприятий, а не населения.
Необходимо решительно пресечь практику ложных банкротств управляющих компаний в ЖКХ, частично превратившихся в аналог МММ, и установить жесткий федеральный контроль за деятельностью управляющих компаний в масштабах всей страны.
Ликвидировать всемерно развиваемые в настоящее время концессии (в том числе в ЖКХ) как инструмент системного завышения издержек в целях обогащения частного бизнеса при его коррупционном сращивании с местными властями и подчинении последних интересам коммерческих структур.
Надо детально проработать федеральный стандарт стоимости услуг ЖКХ (с учетом климатических и инфраструктурных особенностей) и жестко контролировать его соблюдение, включая детальный контроль за издержками ЖКХ. Реальная нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя ЖКХ к энерго-, материало- и трудосбережению.
Сверхнормативная экономия должна оставаться предприятиям ЖКХ. Следует, опираясь на достижения цифровизации (включая всемерное расширение применения технологии "умного города"), вести полный учет предоставленных ЖКХ услуг и возвращать населению излишне оплаченное при невыполнении нормативов.
Представляется необходимым отменить людоедскую "мусорную реформу": пересчитать тарифы на вывоз мусора в соответствии с реальными потребностями и на основе численности проживающих, а не формальной площади жилья, и ввести европейский стандарт его переработки (тщательная глубокая сортировка с захоронением заведомо безопасной части, без обеспечивающего разрушение окружающей среды и онкологические заболевания из-за выбросов диоксина сжигания плохо отсортированного мусора).