Бюджет преображения России: ограничение финансовых спекуляций как важное условие стабильности рубля
21 ноября 2024
Продолжаем публиковать выдержки из Альтернативного федерального бюджета – Бюджета преображения России, в котором партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предложены пути решения имеющихся в стране проблем. Сегодня речь пойдет о том, как прекратить перекачивание ресурсов из реального сектора в спекулятивный, а также о вариантах защиты от угрозы обрушения валютного рынка и инфляционной волны.
Важное условие модернизации и в целом нормального функционирования экономики – решительное отделение сферы деятельности спекулятивных капиталов от реального сектора.
Это необходимое условие, хотя и совершенно разными в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и культурных особенностей методами, выполняли все крупные развитые страны при достижении соответствующему нынешнему российскому уровню зрелости их национальных финансовых систем: без этого у них просто не было объективных возможностей стать (или остаться) развитыми.
Непосредственные, административные ограничения спекулятивных (в том числе валютных) операций действовали в развитых странах Европы до 80-х годов ХХ века, а в Китае и стремительно развивающейся Индии эффективно применяются и в настоящее время (что явилось неприятной неожиданностью для части российского бизнеса, начавшей
осуществлять "разворот на Восток" без должного предварительного изучения особенностей национального регулирования экономики).
Наиболее рациональным и удобным для современной России методом обуздания финансовых спекуляций в настоящее время представляется механизм, применявшийся в Японии (вплоть до 2000 года) и заключавшийся в регулировании структуры активов банков и иных крупных финансовых институтов: на каждую иену, направленную ими на спекулятивные рынки, они должны были вкладывать несколько иен в кредиты реальному сектору (включая потребительские и инвестиционные кредиты населению) и неспекулятивные (в том числе государственные) ценные бумаги. Регулирование структуры указанных вложений долгое время являлось ключевым инструментом государственной
экономической политики Японии в целом и стало решающим фактором "японского экономического чуда".
Аналогичный механизм (пусть первоначально и в упрощенной форме, с коэффициентом 1:3-5, то есть три-пять рублей, вложенных в капиталовложения, неспекулятивные ценные бумаги, гособлигации, кредиты населению и реальному сектору за право вложить один рубль
в спекулятивные активы) представляется жизненно необходимым безотлагательно реализовать и в современной России.
Каждый день промедления означает продолжение выкачивания ресурсов из реального сектора в спекулятивный, продолжение обескровливания национальной экономики в пользу финансовых спекулянтов и укрепления антироссийских (в том числе либеральных) политических сил за счет разрушения и вымаривания российского общества.
Принципиально важно, что крупные страны, не ограничившие финансовые спекуляции на стадии зрелости финансовой системы, соответствующей сегодняшнему российскому уровню, не стали развитыми (как это случилось с успешными и богатыми после войны странами
Латинской Америки и Южной Африкой) – они просто не имели таких шансов, так как их капиталы необратимо уходили из реального сектора на спекулятивные рынки, разрушая тем самым национальную экономику.
Ограничение спекулятивных операций и отделение их от реального сектора, несмотря на неизбежное несовершенство контроля, является единственно возможным методом финансирования развития (в том числе дешевыми кредитами производству), защищенного от угрозы обрушения валютного рынка и инфляционной волны.