Бюджет преображения России: избавление от "денежного голода" и обеспечение доступности кредита
13 ноября 2024
Продолжаем публиковать выдержки из Альтернативного федерального бюджета – Бюджета преображения России, в котором партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предложены пути решения стоящих перед страной проблем. Сегодня речь пойдет об обеспечении доступности кредитования и искусственно созданном "денежном голоде".
Квинтэссенция либеральной социально-экономической политики – вымаривание России (как в экономическом, так и в социальном плане) искусственно созданным "денежным голодом".
Основной инструмент создания этого голода (более значимый с точки зрения обеспечения хронической недомонетизации российской экономики, чем даже превращение в основной приоритет всей бюджетной политики замораживания денег страны в резервах федерального бюджета, и не только в пресловутом Фонде национального благосостояния, но и просто на счетах и на "бюджетных депозитах") – обеспечение заведомой недоступности кредита, этого двигателя экономики, для основной и при этом, как правило, наиболее высокотехнологичной, производящей наибольшую добавленную стоимость части реального сектора.
Важную роль в обеспечении недоступности кредита для производительного сектора экономики играет структура нормативов банковских резервов (фактически запрещающая коммерческим банкам кредитовать реальный сектор, так как любой подобный кредит при отсутствии у банка соответствующего политического влияния может быть в любой момент, как это систематически делалось во времена "банковской санации", объявлен требующим 100%-го резервирования) и третий пакет Базельских норм банковского регулирования в понимании Банка России, ради поддержания банковской ликвидности разрешающего кредитование только под залог и фактически запрещающего тем самым жизненно необходимое для развития и даже простого функционирования экономики проектное финансирование.
Однако главным инструментом вымаривания страны искусственно созданным денежным голодом является установление процентной ставки Банка России на заведомо завышенном относительно возможностей основной части российского реального сектора уровне.
Поскольку рентабельность российской экономики по активам снизилась с более чем 5% в 2021 году до 3% в первой половине 2024 года, ставка доступного для нее кредита не должна превышать 2% годовых. С учетом необходимой на анализ и обработку кредитной заявки банковской маржи это означает, что ставка Банка России должна составлять 0% годовых, то есть деньги для финансирования развития российского реального сектора должны при его нынешнем состоянии быть бесплатными (а с учетом инфляции и иметь отрицательную цену, что оправдано в силу категорической необходимости восстановления массовой деловой активности).
Такова объективная плата за десятки лет разрушения производительных сил нашей Родины. Целевой задачей должно стать повышение степени монетизации экономики (отношение денежного агрегатора М2 к ВВП) с 47.7% в 2021, 48.5% в 2022, 52.5% в 2023 и ожидаемых в 2024 году 52,9% до нормальных для экономик российского типа значений как минимум на 30-40 процентов.
Ремонетизация экономики сама по себе приведет к бурному росту деловой активности, увеличению налоговых поступлений и уровня жизни населения. Принципиально важно, что, как показывает этот опыт (а также опыт конца 2022 года), увеличение денежной массы в условиях существенного денежного голода ведет не к увеличению, а, напротив, к снижению инфляции, так как стимулирует в первую очередь хозяйственную деятельность и опережающее рост денежной массы расширение предложения товаров и услуг.
Понятно, что доступность кредита объективно требует комплекса обеспечивающих ее мер, и в первую очередь – ограничения финансовых спекуляций (так как иначе все кредиты из реального сектора будут немедленно переведены в спекулятивный сектор с неизбежной при прочих равных условиях разрушительной девальвацией).