Бюджет преображения России: восстановление права на жизнь
11 ноября 2024
Продолжаем публиковать выдержки из Альтернативного федерального бюджета – Бюджета преображения России, в котором партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предложены пути решения стоящих перед страной проблем. Сегодня речь пойдет о прожиточном минимуме и его влиянии на уровень качества жизни населения страны.
Конституция России провозглашает право на жизнь. Однако государство гарантирует экономическое выражение этого права – прожиточный минимум (да и то сильно заниженный) – только неуклонно сокращаемому большинству пенсионеров (социальные пенсии, начисляемые не добравшим необходимого числа "пенсионных баллов" из-за бедности или недостаточного трудового стажа, ниже даже официального прожиточного минимума пенсионеров), официально занятым полный рабочий день и детям, по сути дела лишая главного и неотъемлемого права – права на жизнь – все остальное население страны.
Официально доходы ниже прожиточного минимума имеет по итогам первой половины 2024 года 13,3 млн чел. – 9,1% населения страны; с учетом теневой занятости их меньше, однако люди, которые не живут, а медленно умирают, в любом случае исчисляются многими миллионами.
Сохранение этого ставшего привычным чудовищного положения абсолютно недопустимо.
Государство обязано на деле, а не на словах гарантировать право на жизнь всем гражданам России, для чего необходимо гарантирование реального (а не заниженного) прожиточного минимума всем им вне зависимости от общественного статуса и уровня социализации. Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней на 2,6 трлн руб. в год (основная часть которых благодаря оживлению делового оборона в первый же год вернется в бюджетную систему налогами).
При нехватке денег для решения этой проблемы в региональном бюджете ее финансирование должен осуществлять федеральный бюджет. Чтобы у губернаторов не возникало соблазна завышения финансовой помощи центра завышением регионального прожиточного минимума, следует передавать региональные бюджеты в управление Минфину России, если удельный вес помощи из федерального бюджета будет превышать 50% его расходов.
Сокращение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума и увеличение этого минимума до реального уровня должно стать главным невоенным критерием эффективности деятельности современного государственного управления.
Прожиточный минимум следует определять исключительно на основании реальной потребительской корзины и дифференцировать по регионам и городам в зависимости не только от уровня потребительских цен, но и от природно-климатических и транспортных условий.
Его гарантирование даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений, позволит прекратить хаос и вероятную коррупцию в этой сфере (с начала 2000-х годов регионы получают помощь по принципу достижения "средней температуры по больнице", то есть приближения к среднероссийскому уровню, сознательно и принципиально оторванному от каких бы то ни было объективных критериев).
Отказ от принципа реалистичности прожиточного минимума со ссылкой на богатые страны Евросоюза, осуществляемый либеральными людоедами для дальнейшего свертывания социальных гарантий, совершенно недопустим.
После снижения доли людей с доходом ниже реального (а не заниженного) прожиточного минимума до 5% следует параллельно с продолжением задачи обеспечения им этого минимума приступить к решению задачи гарантирования гражданам комплекса социальных стандартов, включающих обеспеченность социальной инфраструктурой.
Разработку и общественное обсуждение этих стандартов представляется необходимым начинать уже сейчас.